Зачем нужны школьные олимпиады и как к ним готовиться

Зачем нужны школьные олимпиады и как к ним готовиться
Школьное образование
Про преподавание
Для родителей

Интеллектуальные состязания — это такая же важная часть человеческой жизни, как и физическая активность. Например, мы всегда стремимся выигрывать в спорах, оптимально решать проблемы или показывать собеседникам свою эрудицию. Однако все это только очень субъективные способы, и соперники чаще всего — наш близкий круг общения. Расширить зону комфорта можно на олимпиадах. Они доступны уже в младших классах и дают участникам и победителям неоспоримые преимущества. Кроме самого испытания, есть еще и подготовка к нему — тоже немаловажный, захватывающий и плодотворный процесс.

Зачем нужны школьные олимпиады и как к ним готовиться

Что такое олимпиады и зачем они нужны

Интерес к борьбе умов был всегда, но средства в это не особо вкладывались. Наверное, из-за отсутствия зрелищности, в отличие от того же спорта. Но первые олимпиады все-таки состоялись еще в 1934 году, и с тех пор этот опыт распространился на федеральном уровне. Сейчас каждая школа отправляет своих представителей на олимпиады разных уровней по любой школьной дисциплине: от математики до трудов.

Участвовать в олимпиадах может кто угодно, не обязательно быть отличником, хотя это условие придется оговаривать со школьным учителем. Необходимо пообещать заняться подготовкой и ответственно отнестись к поставленной задаче.

Олимпиада проводится следующим образом. Ученик приезжает в незнакомую школу (обычно на выходных), как правило, здесь собирается много детей. Их распределяют по кабинетам. Школьнику придется сидеть одному за партой, выключить и сдать телефон, в некоторых случаях — пройти проверку на отсутствие шпаргалок. В помещении будет находиться два человека, которые следят за дисциплиной: списывать нельзя, общаться с другими участниками — тоже. Выдается листок с заданием и несколько тетрадных листов — чистовик и черновик. За отведенное время, которое засекается на секундомере, надо решить задачи, перенести ответы и подписать чистовик в соответствии с требованиями. Важно не оставлять на работе опознавательных знаков и быть предельно аккуратным. В противном случае работу дисквалифицируют.

Сложностей нет никаких, переживания вызваны скорее новизной и тяжелой атмосферой, чем реальными препятствиями. Задания требуют не только фактических знаний, а обязательно творческого подхода и широкого кругозора. В отличие от централизованных тестов, например ЕГЭ, задачи в олимпиадах не поддаются стандартизации. Цель авторов — удивить, преподнести что-то новое, заставить школьников не цитировать учебники, а показать силу ума. Во многом олимпиады — это дань науке, и они пытаются заинтересовать детей продолжить обучение в этом направлении. Поэтому со стороны учителей будет правильно поощрять к участию всех детей, а не только отличников и тех, кто ежегодно участвует в подобных мероприятиях.

Помимо того, что такие испытания — это возможность получить новые знания и показать себя, это еще и преимущества при поступлении, и средство заработать ценные призы. Победа в олимпиаде дает хорошие льготы при поступлении, поэтому в 11 классе можно будет меньше переживать по поводу ЕГЭ.

Как подготовиться к олимпиаде

Прежде всего, надо выбрать один или два смежных предмета (например физика и математика, язык и литература), а не распыляться сразу на все, как бы ни упрашивали учителя. Далее необходимо выбрать способ обучения. Для начала можно попытаться обучиться самому. К олимпиадам не дают программ, найти задания за прошлые годы проблематично, поэтому такая подготовка может быть достаточно сложной. Единственный путь — просто читать школьные учебники и бессистемно искать новую информацию.

Можно найти интернет-курсы, где можно повторить школьную программу и узнать что-то новое. Проблема такой формы обучения в том, что она дает поверхностные знания, лектор проходится по самым очевидным вещам. В то же время на олимпиаде потребуют глубоких рассуждений и знания деталей — очевидности тут не помогут.

Есть еще и группы, которые могли бы помочь с подготовкой. Проблема остается той же: как попросить учителя рассказать не то, что знакомо со школы, а что-то полезное. Кроме того, на занятиях существенно отвлекает присутствие других детей. Это не способствует созданию рабочей атмосферы, будет трудно что-то спросить, ответить или попросить повторить. Все-таки, находясь в обществе олимпиадников, каждый будет бояться показаться глупым.

Поэтому лучше всего готовиться один на один с частным педагогом.

Зачем нужны школьные олимпиады и как к ним готовиться

В чем преимущества репетиторства

На индивидуальном занятии встретятся два заинтересованных лица. Учитель, который влюблен в свой предмет, и не менее мотивированный ученик, ведь только такие на олимпиады и идут. Репетитор сможет составить перечень наиболее актуальных вопросов и проблемных тем, которые существуют в его дисциплине на данный момент. Обычно именно такие неординарные темы и рассматриваются на олимпиадах. Таким образом получится не только быстро повторить школьную программу, но и разобраться в тех сложных и узкоспециализированных вопросах, которые сделают из школьника настоящего эксперта.

Отдельного внимания заслуживает способ проведения занятий, который доступен только с репетитором. Речь идет о диалоге и активной беседе. Так, теория рассматривается в одностороннем порядке — это лекция. Но ничего не мешает ученику разобраться в материале во время дискуссии. К тому же, диалог — это единственная возможность понять проблемные темы, тонкости и особенности науки. В ходе беседы формируется личное мнение, а также способность слушать коллегу.

Можно увидеть, что занятия с репетитором — это большое преимущество для участника олимпиады. Единственная сложность заключается в поиске достойного учителя. Чаще всего школьные учителя не подходят для этих целей. Среди них много тех, кто отрицает современные способы обучения, а также просто встречаются люди равнодушные, разочарованные или уставшие от своей профессии. Поэтому лучше не испытывать судьбу и сразу отправляться на проверенные площадки, где легко найти репетитора в онлайн-режиме. Самый крупный ресурс такого формата — Буки. Это сайт, где педагоги по всем предметам, с разной специализацией размещают свои резюме. Среди них многие готовят к олимпиадам.

Выводы

Участие в олимпиаде — это веселый и полезный досуг. Подготовка занимает месяцы, но это не просто банальная учеба, а исследование, которое проходит не по школьной программе, а только по самым интересным темам. Это реальная возможность подтянуть свои знания и перегнать всех в классе, а также стать профи в предмете. Это преимущество не только при поступлении, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Чтобы подготовка было интересной и качественной, лучше всего найти опытного педагога, который показал отличные результаты при работе по специальности и имеет талант к преподаванию. Кажется, что найти такого репетитора невозможно, но на самом деле их достаточно много на специализированных площадках, например на Буки.

Автор:

Оцените новость

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Иностранный язык: "чужой" или "свой"

Как сделать иностранный язык "своим", почувствовать легкость в его изучении? Как тратить меньше времени на запоминание новых слов в иностранном языке и не потерять интерес к его освоению? Несколько секретов от человека, изучившего без преподавателя испан

Автор: Ольга Е.

Подготовка к ОГЭ. Последовательности. Арифметическая прогрессия.

Статья о числовых последовательностях и арифметической прогрессии. Статью можно использовать как урок для подготовки к сдаче ОГЭ. В прилагаемом видео - разбор решения задач на последовательности и арифметическую прогрессию.

Автор: Михаил В.

Подготовка к ОГЭ по математике. Решение уравнений

Статья для подготовки к ОГЭ на тему как решать алгебраические уравнения.

Автор: Михаил В.

Подготовка к ОГЭ. Серия статей о подготовке к ОГЭ. Числа и вычисления.

Первая статья из серии статей по подготовке к ОГЭ по математике. Статья выражает моё личное мнение по вопросу подготовки к ОГЭ. Возможно, она будет полезна ученикам, готовящимся сдавать ОГЭ, их родителям и начинающим репетиторам.

Автор: Михаил В.

Решение задач на смеси, сплавы и растворы для ЕГЭ по математике

Подобные задачи довольно часто встречаются в реальных и демонстрационных вариантах ОГЭ и ЕГЭ. В обычных школах таким задачам не уделяется должного внимания и даже у учеников 11 классов возникают сложности при их решении.

Автор: Михаил В.