Подготовка к ОГЭ. Серия статей о подготовке к ОГЭ. Числа и вычисления.

Основной Государственный Экзамен - это итоговый экзамен за основной курс общего образования. ОГЭ по математике обязателен к сдаче при завершении обучения в 9 классе. Экзамен по математике является серьёзным испытанием, и подготовка к нему начинается с самого начала учёбы в 9 классе.

На первых родительских собраниях в 9 классе родителей, как и самих учеников, информируют о важности и сложности Государственной Итоговой Аттестации. И это правильно – экзамен должен показать уровень знаний, приобретённых за годы учёбы и готовность тех, кто уходит из школы, к первым шагам самостоятельной жизни. Те, кто продолжит обучение, должны использовать ОГЭ как начало подготовки к завершающим Единым Государственным Экзаменам.

Хочу сразу заметить, что как бы сложен не был ОГЭ по математике, я не помню не одного случая, чтобы ученик, занимающийся с репетитором, не сдал бы экзамен. Дополнительное обучение с репетитором позволит, как минимум, набрать заветные баллы для получения аттестата. В подающих же случаях за время дополнительных занятий ученик достигает уровня математических знаний соответствующих 9 классу обычной школы. С первых занятий необходимо показать ученику, что школьная математика доступна практически каждому ученику. Если школьник приобретёт уверенность в своих силах, то это вызовет у него интерес и стремление к самостоятельным действиям, а это большой шаг в освоении математики. Необходимо всегда поддерживать самостоятельные решения ученика, а иногда и требовать самостоятельности. Если задано, например, домашнее задание, и школьник не может его решить, то не следует сразу показывать решение. В начале, разберем, как пытался решить задание ученик, в чём он ошибся, что он не знал, возможно, для решения будет достаточно небольшой подсказки.

Что нужно знать и уметь при подготовке к ОГЭ? 

К началу 9 класса ученик знаком со многими математическими темами, необходимыми для сдачи ОГЭ. В 9 классе, параллельно с повторением и изучением новых тем, постоянно должны оттачиваться навыки работы с цифрами и величинами. Умение самостоятельно, без применения вычислительных средств, преобразовывать, сравнивать, вычислять – это та база, на которой держится умение решать любые задачи. Об этом следует сказать в первую очередь. Калькулятор мобильного устройства поможет в сложных вычислениях, а простыми заданиями следует тренировать своё мышление.

Я своих ребят девятиклассников, кроме умения вычислять, учу быстро считать в уме. Вернее не заниматься расчётами в уме, а знать заранее результаты. В частности, ученик, не задумываясь должен знать ответы деления, например, числа 60, на все возможные числа - на 3,на 4, на 5 на 6, на 10 и т.д. Или знать степени чисел от 11 и до, как минимум, 20.

Все свойства дробей и действия с дробями – это тоже база для экзамена по математике. Причём ученик должен знать, когда лучше использовать обыкновенную дробь, а когда десятичную. Перевод одного вида дроби в другой не должен вызывать затруднений, ведь без этого невозможно будет решить задания ОГЭ на сравнение величин. Известные правила сокращения дробей и действия с дробями в 9 классе применяют при вычислениях достаточно сложных выражений. Однако я заметил, что часто такие вычисления проводят не рационально. Некоторые ученики, уже перейдя в 9 класс, не знают даже основного свойства дроби. Иногда вызывает затруднение действия с величинами с большим количеством нулей.

Опытный репетитор, в начале курса обучения, должен понять, что упущено учеником. Если я, как репетитор, обнаружил слабые знания в вычислениях и в действиях над дробями, то сразу на первых же занятиях возвращаюсь в 6, 7 классы и заново прохожу необходимые темы. Всем известно, что ученик старших классов быстрее поймёт материал не освоенный им ранее. Репетитор в этом случае, должен заострить внимание на важных моментах темы.

При работе с числами и величинами главное, что должен знать ученик, и о чём мало говорят в школе – не делать вычислений, пока не сделаны все возможные действия и преобразования. Практически все ученики, с которыми я начинаю заниматься, как только увидят между числами знак действия, то сразу начинают умножать, делить и т.д. Затем, иногда приходится обратно разбивать величины на отдельные множители, теряя время и допуская ошибки. 

Степень числа - тема, которую начинают изучать в пятом классе. В заданиях ОГЭ эта тема обычно не вызывает сложности, за исключением случаев, когда необходимо возвести в степень число с большим количеством нулей после запятой. Повторение действий со степенями не занимает много времени и задания ОГЭ на эту тему практически всегда решаются.

 

Автор: Михаил В.

Редакция не несет ответственности за наполнение блогов, они есть персональным мнением автора

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Я больше не боюсь общаться на английском

Это статья о типичных страхах, которые могут возникнуть при общении на английском языке и советах, как с ними справиться.

Автор: Мария К.

Иностранный язык: "чужой" или "свой"

Как сделать иностранный язык "своим", почувствовать легкость в его изучении? Как тратить меньше времени на запоминание новых слов в иностранном языке и не потерять интерес к его освоению? Несколько секретов от человека, изучившего без преподавателя испан

Автор: Ольга Е.

Подготовка к ОГЭ. Последовательности. Арифметическая прогрессия.

Статья о числовых последовательностях и арифметической прогрессии. Статью можно использовать как урок для подготовки к сдаче ОГЭ. В прилагаемом видео - разбор решения задач на последовательности и арифметическую прогрессию.

Автор: Михаил В.

Подготовка к ОГЭ по математике. Решение уравнений

Статья для подготовки к ОГЭ на тему как решать алгебраические уравнения.

Автор: Михаил В.

Подготовка к ОГЭ. Серия статей о подготовке к ОГЭ. Числа и вычисления.

Первая статья из серии статей по подготовке к ОГЭ по математике. Статья выражает моё личное мнение по вопросу подготовки к ОГЭ. Возможно, она будет полезна ученикам, готовящимся сдавать ОГЭ, их родителям и начинающим репетиторам.

Автор: Михаил В.