ЕГЭ по литературе и креативность: подводные камни

Бытует мнение, что ЕГЭ по литературе — один из простейших экзаменов, и креативным детям, предрасположенным к гуманитарным наукам, сдать его не составит труда. Так ли это?

Вообразим следующую ситуацию: условный Артем, ученик одиннадцатого класса, с малолетства демонстрирует успехи в творчестве: читает в разы больше сверстников, сходу выдумывает истории и пишет лучшие в классе сочинения. Потому Артем не сомневается, что запросто сдаст ЕГЭ по литературе. Но вот Артем открывает КИМы, прорешивает тест за тестом, а нужный балл все никак не набирается, и уже вызубренные наизусть задания все так же ставят в тупик. В чем ошибка Артема и как, не попав в ту же ловушку, что и он, действительно подготовиться к ЕГЭ по литературе? Давайте разбираться.

В менталитете современного человека закрепился стереотип, что гуманитарные науки, в отличие от точных, не имеют системы и правил, а потому и легче в освоении. И хоть в поэзии действительно нет физических формул, этот стереотип не верен в корне. Термин «литература» включает в себя не только пласты текстов, но и так называемую литературную теорию.

Так, при анализе демо-версии КИМ-ов 2019-ого года видим, что задания проверяют не только знание содержания произведений, но и подкованность в терминах. Здесь и стихотворные размеры, и разнообразие родов и жанров. Особую трудность обыкновенно составляют художественные тропы. Хоть Интернет и пестрит табличками со сравнениями литоты и гиперболы, плоды принесет только доскональное изучение материала. Помимо этого, тестовая часть ЕГЭ по литературе проверяет способность школьника вчитываться в представленные отрывки текста, память, ассоциативное мышление и знание биографий авторов.

Отдельного разговора заслуживают задания, требующие развернутого ответа. Вернемся к нашему условному Артему. Как и каждая творческая личность, Артем намерен продемонстрировать свою креативность и эрудированность — но не набирает даже проходной минимум. Дело в том, что сочинения на ЕГЭ по литературе проверяют не неординарность ученика, а его способность лаконично и структурированно излагать мысли. Есть ряд словесных конструкций и клише, использование которых в разы улучшит ваше сочинение, а значит, и итоговые баллы. Но сочинениям и секретам их написания стоит посвятить отдельную статью, которая непременно еще появится в этом блоге.

Что же в итоге? Пусть этимология слова «литература» в большинстве случаев и ограничивается словосочетанием «совокупность текстов», быть книжным червем для успешной сдачи ЕГЭ по литературе недостаточно. Высокий балл гарантирует вам не креативность, а систематизация всех знаний в области литературной теории, постоянная практика и, конечно, заинтересованность в предмете.

Именно поэтому школьнику необходим такой педагог, который подкует ученика знаниями, поможет досконально разобраться в теоретической части, а также привьет искренний интерес и любовь к предмету.

Автор: Елизавета М.

Редакция не несет ответственности за наполнение блогов, они есть персональным мнением автора

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Иностранный язык: "чужой" или "свой"

Как сделать иностранный язык "своим", почувствовать легкость в его изучении? Как тратить меньше времени на запоминание новых слов в иностранном языке и не потерять интерес к его освоению? Несколько секретов от человека, изучившего без преподавателя испан

Автор: Ольга Е.

Подготовка к ОГЭ. Последовательности. Арифметическая прогрессия.

Статья о числовых последовательностях и арифметической прогрессии. Статью можно использовать как урок для подготовки к сдаче ОГЭ. В прилагаемом видео - разбор решения задач на последовательности и арифметическую прогрессию.

Автор: Михаил В.

Подготовка к ОГЭ по математике. Решение уравнений

Статья для подготовки к ОГЭ на тему как решать алгебраические уравнения.

Автор: Михаил В.

Подготовка к ОГЭ. Серия статей о подготовке к ОГЭ. Числа и вычисления.

Первая статья из серии статей по подготовке к ОГЭ по математике. Статья выражает моё личное мнение по вопросу подготовки к ОГЭ. Возможно, она будет полезна ученикам, готовящимся сдавать ОГЭ, их родителям и начинающим репетиторам.

Автор: Михаил В.

Решение задач на смеси, сплавы и растворы для ЕГЭ по математике

Подобные задачи довольно часто встречаются в реальных и демонстрационных вариантах ОГЭ и ЕГЭ. В обычных школах таким задачам не уделяется должного внимания и даже у учеников 11 классов возникают сложности при их решении.

Автор: Михаил В.